дедлайновый наркоман
эм, люди, я очень сильно извиняюсь, но сие мне жизненно необходимо.
в этот пост будут грузиться шпоры по литературе. просто проходите мимо, оно будет под морем. потом один раз поднимется перед экзаменом. а в закрытку не прячу, потому что с интернетом может случиться всё, что угодно. и внезапно всё может пойтина хуй коту под хвост.)
извините за доставленные неудобства,надеемся, вы ещё не раз воспользуетесь услугами нашей авиакомпании! ![;-)](http://static.diary.ru/picture/1137.gif)
Лекции!!! (вроде все, но могла что-то не дослушать.). одну лекцию не нашла оО есть: начало теории кратко, потер поколение, Ремарк, Голдинг, Хем!!!, модернизм, Улисс!!!
Культурно-истор контекст
читать дальшеИсторические события, повлиявш:
1. События 1 и 2 мировых. 19в: 2 идеи: идея человека-гуманиста, идея прогресса. Эти идеи были знакомы. 1 МВ показала: человек может быть не гуманистом. технический прогресс - военная техника и тд. Они не ведут к утопическому "хорошо". 2 МВ не оставила возможности сделать эти идеи правильными.
2. Советское гос-во. Человечество хотело посмотреть на утопию. Отсюда - Франц. революция, потом - коммунизм в Рос. Другие идеология, право, мораль, культура.
3. Тоталитарные режимы: СССР, Муссолини..(кто-то ещё. кто???), Гитлер
4. Распад колониальной системы. ~40гг. (Африка, Индия, др). Великие нации задаются вопросом о своём величии.
5. Утопия и антиутопия
6. Рост благосостояния, потребительское общество. Человек = вещь.
7. Ядерная катастрофа, экологический кризис.
Повлекло жанры: философский роман, фил-интелект. р, экзистенциал, р-антиутоп, филос притча, научн-фант, психол р. и тд
Кризисное самосознание культуры
читать дальше"Бог умер" (с) Ницше (как единая устойчивая система ценностей - религ, моральн, этич)
Культура бесверья, многоверья. (Гессе)
новый культурн контекст века. Мыслители обращаются к феномену человека:
а) Фрейд ||| перевернули
б) Маркс ||| представление об обществе
Фрейд. говорит, что основа человека - либидо -> я -> суперэго (мораль, религ, 7я). зверь, инстинкты всем рулят.
Юнг. Не понравилось то, что всё сводится к либидо, к физиологии. Берёт у Фр. бессознательное, только у него оно коллективное. Что-то уже вложенное в хар-р чела. (Джойс, Апдайк)
Анри Берксон. Интуитивист. (Пруст). Рациональный порядок - неверный. И время и сознание не дескретно, не рационально. Оно доступно лишь интуитивному пониманию. Интуит озарения. Не хронология, а то, что вспоминается.
Джеймс. Поток сознания - форма. У человека много личностей.
Фрейзер. "Золотая ветвь". В основе чел созн и его верований лежит ритуал. Первобытный. Т.е. возникла потребность объяснить все природн действия, упорядочить хаос. (Жертвоприношение было - будет урожай). Мифол культы и тд, но сначала ритуал. Человек культурный ничем не отличается от бытного. Наука - ритуал по заговариванию хаоса. (не пиздите, сама ничего не поняла)
Маркс. Базис и настройка. Бытие определяет сознание.
Бытие - Базис
Сознание - Надстройка
Базис - то, что есть, бытие. Экономические силы
Сознание - вторичное. Только анализируя экономику мы можем понять человека.
За меня говорит мой класс, мысли определяются моим классом.
Литра потерянного поколения. кратко - эра джаза, роман-притча
читать дальше1. После 1914-17гг
Ремарк - лейтмотив "мы старики". Разочаров не только в войне, но и во всей жизни
2. Покол на распутье
3. Покол после 29г, великая депрессия США.
Стейнбек "Гроздья гнева" - о великой депрессии (NB - это там, где они бегут на поиски лучшей жизни из штата в штат)
Общие черты:
1. Война воспринимается как феномен экзистенциальный. Все романы о войне, но и не только. В обостряет ситуации, вопросы о бытие.
Олдингтон "Смерть героя" - бессмысленно возвращаться в мирную жизнь.
2. Особое значение личного опыта.
Ремарк - показан личный опыт, повеств с точки зрения героя, личные переживания. Субъективизм.
Олдингтон - жёсткая сатира, жёсткий язык. Анатомическое вскрытие всей жизни. Сатира.
Хемингуэй - принцип айсберга. плоскостный показ.
Барбюсс - вырезки из газет и тд
3. Поэтика заглавий
"Фиеста" - празднество, а становится истерическим самоизживанием.
"Прощай, оружие" - прощание с войной ничего не значит
"На западном" - хроники сообщ, что без перемен, а ГГ гибнет
"Смерть героя" - этому миру не нужны такие люди
Олдингтон:
1. Война - не только война. Немного другой фокус. Аналитическая композиция: мы уже знаем, что герой погиб. мы задумываемся, что толкнуло его на самоубийство. на каждом этапе понимаем, что не так. Война заостряет безыдейность. Роман посвящён не только войне, но и вскрытию английских ценностей.
2. Роман-джаз. Название глав, основная тема, фон. Джаз - знак свободы. Противопост классич музыке. Джаз - сексуальные взаимоотношения, те аморальная свобода.
Это реалистический роман.
Ремарк
1. писатель скорее 19в, классич романа. Оставляет чела гуманистом. виноваты политиканы, лже-патриоты, а обычный человек - хороший. Т.е. идеи 19в.
противопоставление Ремарку - Голдинг
Показывает зло, инстинкты, жестокость внутри чела. Обнажает ситуацию до предела. Мальчишки - собирательный образ чела. Эксперимент. Роман-притча.
Т.е. Ремарк верит в добро, в хорошее. Пишет на достаточно высоком языке 19в.
Философия простых радостей жизни. Главн ценностями становятся продукты и тд. Поесть, поддержать друзей и тд. Контраст с идеалогией. Простые радости жищзни, страх за собственную жизнь меньше, чем сочувствие матери друга.
Хем
Новатор в форме, писатель-философ.
1. Отрицает воображение, пишет о том, что пережил лично (служил в санчасти - "Прощ, ор" и тд.
2. Плоскостный показ, принцип айсберга. Бунтует против книжности, романтизации, риторики. не описывать, не рефлексировать, а называть.
Отличие от Ремарка - показывает философию: мы все умрём =)
3. Обращение к физиологическому плану выражения. Чувственный опыт, ощущения.
4. Темы Хема: 1) власть изначального бессознательного ритуала. Родство охотника и жертвы (Стар и мор). Держаться до конца. 2) тема испытания на прочность внешними факторами. идея стоицизма. Как достойно умереть? Лейтмотив - встретить смерть достойно. 3) Тема любви и смерти. Смерть - рок. (последние слова "Прощ, ор"(. Полнота жизни в чувственном ключе. Имеет значение всё, что мы переживаем.
Модернизм. Авангардизм. также: интроспективность, маленький человек, поток сознания
читать дальшеМодерн. - многостилье. "Я так вижу", субъективность
Ницше опроверг традиц философ концепцию. Фрейд - условность челов личности. Берксон - интуитивистская концепция в филос. Эйнштейн.
Во всех концепциях размываются сами основания суждений. + Прогресс (скорость, телефон, радио, кино, полёт и тд), т.е новое видение действительности. + Первая мировая.
Кафка "Процесс" - отчуждение человека.
Черты:
1. Трагическое мироощущение.
Смыслы внешние были утрачены. отсутствие морали, кризис религ веры. писатели берут всё изнутри, новая концепция мира
2. Поиск собственного мира. Субъективность и интроспективность.
Интроспективность - погружение в личный опыт. основа в собственном сознании: амбивалентность, двоякость -> незавершённые романы, поток сознания. М. обращаются к феномену маленького человека (Кафка), но не Чеховского: неудачливый, опыт страдания, опыт сомнения (Вулф, Фолкнер и тд). Реабилитация мира маленького рела. Ценность - личная жизнь (идеи, мысли, чувства). Величайшая гуманистическая мысль.
3. Художественные новации. а) фрагментарность, монтажность, коллажность. б) бессобытийность (событие может быть всё, что угодно - Вулф, особенно Пруст), незавершённость. в) открытый финал. г) особая трактовка времени - у Вулф. Поток сознания - Фолкнер, Вулф. Поднимает бессознательносе. д) суггустивность и подтекст - нанизывание деталей, цветов, отсюда рождается связность. Благодаря аллюзиям, символике, лейтмотивным структурам. Гипертексты, мегатексты (Жид). Связность бессвязного текста, отсутствие всеведущего автора. отсутсвие всяческих табу, нигилизм, отсутствие ценностей, ничто не имеет смысла, кроме мира души.
Темы:
1. отчуждённость
2. вопрошение о смысле бытия
3. утрата и рана
4. сексуальные отношения
5. война.
не являются:
1. семья и семейные ценности
2. вера в позитивность бытия
Эпатаж - желание шокировать, прагматика, насилие над общепринятыми нормами.
Выдвижение элитарных позиций м. литры - не все способны понять. Литра в стол, не нужен соц. резонанс, не расчитано на то, чтобы представлять соц. интерес.
модернизм:
1. Высокий модернизм (искусство. разрушая, создают. созидательно) - Пруст, Кафка, Джойс, Вулф, Фолкнер
2. Авангард (всегда акцент на прагматике эпатажа, разрушения норм и ценностей. разрушают, не создавая)
Джойс
читать дальшеПисатель-космополит. Улисс - вещь человечная, размышления о том, что есть человеч жизнь. Во всех произв религ-филос смысл. всегда есть экзистенциальтные, вечные темы - надежда и тд.
Улисс - Одиссей, имя великого героя, хотя он - маленький чел.
Эпифания - богоявление, явление и откровение некой истины в несоответств месте.
Блум. 1904. Путешествие по Дублину. 14.07 - dlooms day - день Блума.
1. Универсальность охвата: соц топография и скандал вокруг "Улисса". В 20в эпатирует публику + мир Деделуса. Стивен - интеллект мир. Дедал - сам Джойс. Но и Блум - тоже = свобода физических потребностей, плотоядность, эротика (порнуха там, а не эротика, блин)
2. Мифолог модель мира. Путь, который проделывает Одиссей от острова к острову, блуждания. Для каждого чела - путь домой с работы. Т.е. мир Одиссея становится миром обычного чела. Жизненная закономерность.
Теория Фрейзера
Сама схема мифолог сюжета. хаотичность действительности 20в. Архетип мифа поиска. Река жизни продолжается.
Худож новации:
1. разрушение канона - критика "готовых" форм - моделирование и деконструкция:
- формальная отсылка к эпизодам Одиссеи
- пародирование жанров (с 7 эпизода)
- формальная геогр локализация.
2. Пародия: ирландский патриотизм и феномен ирландского возрождения
3. Моделирование индивид потока сознания:
- влияние психоанализа
- метонимический/метафорический принцип
- психопатологический ракурс
- ассоциативность
- лейтмотивное построение
- разная степень оформленности.
Молли Блум - Пенелопа, потому что ткёт полотно (поток сознания). она - жена Джойса.
4. Символика и интертекстуальность:
- символическая трактовка персов
- речь погружена в интертекст
- тематические сети
- формальная отсылка эпизода к определ органу тела, виду искусства, цвет профессии.
5. Вербальная виртуозность
Эпизоды (любите меня)
1й эпизод:Телемах.Башня Мартелло. 2ой эпизод:Нестор-Урок,вручение жалования.3ий эпизод:Протей:По морю,вспоминает.4ый:Калипсо:Блум готовит завтрак.5ый:Лотофаги:Блум на почте,аптеке,покупает мыло.6ой:Гадес:Похороны Падди Дигнема.7ой:Пещера Эола:встреча в редакции Блума и Стивена;8ой:Листригоны:Блум перекусил;10:Блуждающие скалы:Едет вице0король по городу; 11ый:Сирены:Отель Ормонд:встреча Блума и Стивена;12ый:Циклоп:Блум в баре угощает,над ним смеются он еврей;13:Навзикая:Блум на набережной вспоминает о Мэрион;14:Быки Гелиоса:в родильном доме Блум встретил Стивена,отцовские чувства;15:Цирцея:Стивен в публичном доме,его избивают,Блум оберегает;16:Хижина Эвмея:Ночь.Стивен и Блум в деш.харчевне по чашке жидкого кофе.17ый:Итака:Блум Стивена к себе домой.18ый:Молли думает,изменяет в мыслях.
Нашла потерянную лекцию! аллилуйя!
Интеллектуально-философский роман
читать дальшеТомас Манн (это пиздец, честно), "Степной волк" и прочий Гессе.
Герои очень часто дискутируют Гессе.
1. Сюжетостроение подчинено развитию или испытанию какого-то тезиса, идеи. Испытание целого ряда идей:отказ от одной идеи. Выход к идее того, что жизнь складывается из филос антропологических доминант (любовь, жизнь, смерть и тд). Единство всех антропол начал.
2. Композиция устремлена к интерпретации. Анализ
3. Герой явлен как представитель человечества в его мире. Представитель эпохи, современный чел
4. Пространственно-временные хар-ки. Мифолог построения, аллюзии
5. Роман отличает полимическая (или политическая? оО первое скорее) острота и соврем конкретика
"Степ волк" - множество сущностей
"Доктор Фаустус" (Манн если чо)
Ливеркюн. Как писать музыку, искусство. Аналит композитор, те пишет музыку умом. Композ романа - аналог композ пр-ния Ливеркюна. Принципы: 1) монтаж точек зрения; 2) принцип романного контрапункта. лейтмотивы выстраивают роман (Вагнер). Везде продуманные, аналитичные. маловато души. Всё в произв двойственно, симметрично. 3) интертекстуальность и аллюзийность 4) Фаус Гёте 5) Роль музыки: Бетховен, Ницше, Шондберг. Манн использовал концепцию аналитической музыки. Аттональный принцип построения. Шонд. противопост дитональность. У Ш. - дисгармония, аттональная музыка.
Фаустус творит новый миропорядок, посягает на познание, на роль творца. Рациональный признак - признак от лукавого, плохой. Бог есть любовь, поэтому Фаустус не может любить.
9 симф Бетховена -" ода радости" по Шиллеру. Славит Бога, когда находится в ужасном состоянии, в полной заднице. Смирение, таинство любви. Племянник Ливеркюн - гений краха, хочет отнять 9 симф Бетх.
+ Крах гитлеровской Германии. Волюнтаризм личности, которая постигает на передел мира, статус творца.
Крах Герм, т.е. имеет злободневный истор контекст
не по лекциям
Авангардизм
читать дальшесобирательное название целого ряда модификаций нереалистической литературы 1910 - 1950-х годов. Характерным признаком авангардизма является декларируемый его деятелями разрыв с предшествующей культурой, стремление всё начать заново. Такого рода тотальное отрицание прошлого было связано и с переживанием кризиса, слома в общественных отношениях (первая мировая война), и с ощущением глобальных перемен, которые должны изменить мир.
Ав.течения складываются в 1910-1920х годах. "avant-garde" военный отряд следующий впереди. Употреблён вперв.в 1853, обозначение искусства стремившегося к обновлению. Обозначение нереалистических течений в разных видах искусства. Авангардизм покрывает лишь часть явлений понятия Модернизм.Главная роль - проблема языка,желание разрушить традиционное языковое оформление текста.В разных странах авангардизм обрел формы: Швейцария - дадаизм, Германия - экспрессионизм. Италия, Россия - футуризм.Франция - сюрреализм.
Сюрреализм
читать дальшеСюрреализм походит от фр surrealisme - надреализм. Сюрреалисты опирались на подсознание человека, один из способов сюрреалистического искусства - использование «автоматического письма»: подсознание подсказывает запись первого, что пришло в голову, на чем сосредоточилось внимание (описание случайных предметов и вызванных ими ассоциаций).
Сюрреализм - полно сказался в поэзии - над-реализм, сверхреализм. Аполлинер ,БРЕТОН. (тока мы их не изучаем)
ПРИНЦИП СЮРА найти первоэлементы искусства, как Фрейд в "Толковании сновидений" применительно ко снам.Стремились создать художественную ральность.Дивизионизм:поэлементное разделение,Симультаниз:соединение в одной картинке разнородных элементовЭАвтоматизм, Наивность:следование подсознательным импульсам художника.Приём монтажа на основе далёких ассоциаций. Система символов, имеющих много толкований, на место образов. Шокирующая неожиданность вместо жанровой определённости.Переконструирование действительности.Цельность алогичности.
Дадаизм
читать дальшехарактерное явление литературной жизни Франции 1920-х годов. Название его происходит от французского слова dada - так называют лошадку начинающие говорить французские малыши. Дадаисты задались заранее неразрешимой задачей - взглянуть на мир незамутнённым опытом вековой цивилизации взглядом первооткрывателей. (Л. Арагон, П. Элюар).
Дадаизм- раннее проявление авангардизма. ВОзник в Швейцарии в 1916 году. в разгар Перв.Мир.Войны. анархизм.Иррационализм,нигилизм антиэстетизм,эпатаж,пародокс,случайные сочетания звуков,предметов,пародийное отражение бессмысленности жизни в огне 1ой Мир.Войны. Д.впервые собрались 8.01.1916 в Цюрихе,в кабаре "Вольтер",открытом немецким писателем Гуго Баллем. Основоположник Тристан Цара (Сам Розеншток)1896-1963, извесный сборник стихов -25стихотворений. известный стих - "Белый павлин,поражённый пейзажем". Раздробленность языка: "Он крив.Вдуше его зигзаги и много рррр Нбаз, баз, глянь на подводную тиару, расстилающуюся золотыми водорослями.Оозондрак трак Нфунда нбабаба пфунда тата нбабаба" Д.постепенно сливается с сюрреализмом и экспрессионизмом. Интересовались:А.Бретон,Элюар, Арагон,Кандинский
Экспрессионизм
читать дальшеЭкспресионизм . В Германии возник около 1905 г. и активно развивался до конца 1920х.Трмин был введён в 1911г.основателем экспрессионис.журнала Штурм Вальденом. Принцип всеохватывающей субъективной действительности.
Основные положения э.Против негативных сторон отчуждения,машинизации.1.Действительность в существующих формах должна быть отвергнута.Активизация искусства:схематичность,выдеделение одних сторон в ущерб другим,демонстративность:ремарка из экс.пьесы Франца Юнга,"Плебеи":Вступает музыка, потом дикий марш.Цирковая музыка-чтобы зрители подскакивали с мест и не могли шептать друг другу сальности. Искуство маст би идейным.Противопоставили понятия Явление и Сущность.Действуют в произведениях стереотипы.Капиталист,рабочий.Так в пьесе Р.Зорге"Нищий" главный герой распадается на 4 субстанции: он поэт,сын,брат,влюблённый.Эти субстанции играют разные актёры.
Футуризм
читать дальшеФутуризм- связывал с машинизацие будущее. Машина - учительница одновременности действий. Антипсихологизм- горячий металл волнует больше чем улыбка женщины.
Маринетти (1876-1944) в 1909 вышел первый манифест. В 1912 году в "Техническом манифесте футуризма" призывал использовать глаголы в неопределённой форме, отменить знаки препинания,применять математические знаки для указания направления.
роман"Мафарка-футурист" 1910. Стихотворение "Занг тумб тумб"1914 имеющее подзаголовок "Осада Константинополя", игра цифр,знаков,звукоподражательность для выстрелов взрывов.
Антиутопия
читать дальшеОруэлл, Голдинг, Хаксли.
Антиутопия XX века представлена литературами многих стран: самые известные романы-антиутопии принадлежат английским авторам О. Хаксли «О дивный новый мир» (1932), Д. Оруэллу «1984» (1949); в России дань жанру отдал Е. Замятин («Мы», 1923), в Америке - Р. Брэдбери («451 по Фаренгейту», 1953)..
«Мы» и «1984» описывают абсолютно бюрократизированное общество, в котором человек – лишь номер, он потерял всю свою индивидуальность. Это передаётся через смесь безграничного террора (в книге Замятина добавлена операция на мозге, что меняет человека даже физически) и идеологического и психологического управления. В произведении Хаксли основной инструмент превращения человека в автомат это применение массового гипноза, что позволяет обойтись без прямого террора. Кто-то скажет, что книги Замятина и Оруэлла показывают скорее Сталинистскую и нацистскую диктатуру, тогда как «Смелый Новый Мир» даёт картину развития Западной индустриальной цивилизации, если она будет продолжать развиваться в сегодняшнем направлении без существенных изменений.
Экзистенциализм
читать дальшеЭкзистенциализмом называют литературное течение 1930 - 1950-х годов, обращённое к проблеме осмысления существования личности (А. Камю, Ж.-П. Сартр). По мнению французских экзистенциалистов, существование единичного человека безысходно трагично, т.к. он обречён быть пожизненным пленником своего «я», а за его земным существованием ничего нет. Существование превращается в аналог одиночного заключения, т. к. попытка преодолеть барьер своего «я» и вступить в контакт с другими неизбежно обречена на неудачу.
Постмодернизм
читать дальшеПостмодернизм - это наиболее позднее по времени проявление нереалистической тенденции в литературе XX века. Само слово «постмодернизм» означает то, что пришло на смену новому искусству (модернизму). Постмодернизм отличается несколькими базовыми свойствами:
1) постоянным «самообновлением», которое ведёт к нарастанию количества модификаций постмодернизма;
2) сознательное превращение художественного произведения в систему разнообразных отсылок к первичным текстам, в роли которых могут выступать и научные идеи или концепции, и произведения других авторов. Постмодернисты превращают свои творения в своеобразный коллаж, черпая материал в разных сферах не первичной жизни, а её отражений.
Постмодернизм возникает в результате 3 факторов:
1) невозможность современного гос-ва защитить человека. Постмодернизм явился проводником нового постиндустриального общества, сменяющего традиционное - буржуазное. П. отражает постинд. общ-во, которое приходит на смену буржуазному. Ед.ценностью становится информация. 2) растущая антигуманность процессов технологического общения, выхолащивающих сердце и душу из процессов коммуникации; 3) активное включение в жизнь общества новых социальных групп, которые ранее были аутсайдерами, таких как феминистские и экологические движения.
Предпосылка: новая культура отражает состояние мира после 2МВ.
И модернизм, и постмодернизм исследуют сознание человека. В П. одна реальность – реальность человеческого сознания. Понятие нормы при этом отсутствует – у каждого она своя.
Принципы:
- Отказ от любой иерархической системы и неверие в существование истины в постмодернизме проявляются в тотальном цитировании. Постмодернисты не верят в возможность сказать что-то новое. В литературе постмодернизма даже возникает даже особый жанр - центон (в переводе с лат. "лоскутное одеяло") - произведение, состоящее только из цитат;
- В постмодернизме господствует всеобщее смешение и насмешливость, ирония;
- Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат. Обрывки культурных кодов, формул, ритмических структур, фрагменты социальных идиом и т.д. - все они поглощены текстом и перемешаны в нем – принцип интертекстуальнсоти;
- сниженная лексика: Я вас люблю. Любовь еще (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги.
- неомифологизм – миф окончательно лишается сакральности, разрушается до основания. Если в М. используется как способ создания новой модели мира, то в П. миф показывает, что в мире не осталось места священному и сокральному.
Таким образом, происходит разрушение целостности эстетической системы.
Искусство постмодернизма предлагает принципиально новую трактовку таких категорий, как художественное время и пространство: условно говоря, для постмодернизма верно утверждение: сколько людей - столько реальностей. Писатель-постмодернист создает свою пространственную модель мира. Х.Л. Борхес, например, Вселенную представляет в виде Вавилонской Библиотеки, состоящей из бесчисленного количества шестигранников. Постмодернистское пространство создается либо путем универсализации, когда моделируется космическое пространство (Х.Л. Борхес), либо в результате гиперболизации определенной реалии социальной жизни.
Американская мечта
читать дальшеДрайзер считал, что в обществе сильна романтика наживы, преобладает уверенность, что существующая система самая лучшая, Голливуд держит мертвой хваткой не только кинематографию, но и литературу; в американской литературе никто никогда не работает, нет бедности, а трудности разрешаются при помощи разных интриг. В ряде крупных журналов («Успех», «Американский журнал», «Субботняя почта») прославляется американский образ жизни, частное предпринимательство, «Америка - страна равных возможностей для всех», наилучший в мире американский государственных строй.
Большое распространение в литературе 10-х гг. ХХ в. получил политический приключенческий роман, героем которого является предприимчивый бизнесмен, дипломат, разведчик, в ряде случае этот роман трансформировался в детективно-шпионскую повесть, для которой была характерна антисоветская направленность.
Декадентское искусство поддерживали представители «бостонской школы», которую возглавляли редакции многих крупных газет и журналов, они пропагандировали «чистое искусство».
Тем не менее, реалистическая литература существовала: Марк Твен, Э. Синклер, Дж. Лондон и др.
США объявили о вступлении в первую мировую войну в апреле 1917 года, а участие в военных действиях приняли за несколько месяцев до подписания перемирия. Америка не воевала на своей территории, но ее литература не прошла мимо «потерянного поколения». Проблемы, связанные с войной, пафос войны, ее герои вошли не только в книги тех писателей, которые воевали на фронтах Европы, как Э. Хемингуэй, но и затронули широкий круг писателей и произведений, переплелись с другими проблемами, специфическими для Америки, с темой больших денег в Америке 20-х годов и крахом Американской мечты. Война вызвала горечь и гнев, помогла прозреть и увидеть истинную цену вещей, ложь и придуманность официальных лозунгов.
Экономический кризис 20-30-х гг. стянул все противоречия в единый узел, обострив социальные конфликты, на Юге и Западе массами разорялись фермы, на Севере и Северо-востоке на шахтах и заводах развернулись ожесточенные социальные столкновения.
Т. Драйзер пишет о бедствиях горняков Гарлана, Стейнбек всему миру поведал о трагедии фермеров Калифорнии и Дальнего Запада.
Свое наиболее правдивое и глубокое отражение бурные 30-е гг. находят в творчестве Э. Хемингуэя, У. Фолкнера, Дж. Стейнбека, А. Миллера, С, Фицджеральда.
Тема Американской мечты и Американской трагедии логически влечет за собой появление проблемы патологического восхваления патриотами всего американского и чувства страха и подавленности обитателей маленьких городков, вынужденных нести на себе бремя «здорового американизма».
Театр парадокса
читать дальшеТеа́тр абсу́рда, или дра́ма абсу́рда — абсурдистское направление в западноевро драматургии и театре, возникшее в середине XX века. В абсурдистских пьесах мир представлен как бессмысленное, лишённое логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб. На практике театр абсурда отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие театральные приёмы. Время и место неопределённы и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются. Бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий, — всё подчинено одной цели: созданию сказочного, а может быть и ужасного, настроения.
Пьесы абсурда (отличительные особенности),
Сюжетом для пьес абсурда обычно служат вымышленные нереальные события. В пьесе “В ожидании Года” Владимир и Эстрагон ожидают появления некоего Годо. Здесь также явно прослеживается аналогия с английским “God” - Бог.
Структура самих пьес абсурда – это обломки, разорванные части реалистических пьес. Иногда структура неопределима вообще. Особенно интересно представлена категория времени. Беккет безжалостно расправляется с временным континуумом – время закручивается в спираль, выстраивается в вектор, останавливается в одном временном промежутке. Время – глубоко субъективно, оно подчинено только тому, в чьих руках код его расшифровки.
Персонажи пьес – не только люди. Это и люди-животные.В “В ожидании Годо” Лаки- это человек-собака, в “Словах и Музыке” действующие лица – Кваканье, Слова, Музыка.
Поток сознания
читать дальшеВесьма показательно то крыло нереалистической литературы 1910 - 1920-х годов, которое называют романом потока сознания (М. Пруст во Франции, Д. Джойс в Англии, Ф. Кафка в Германии). В романах потока сознания объективная реальность оттесняется и, пожалуй, даже уничтожается разрастанием субъективного переживания мира.
Главная черта "потока сознания" - субъективность повествования. Характеристики:ассоциативность; спонтанность и неизбирательность - текучесть, нет шаблона, неоформленность, важное соседствует с очевидными мелочами. ; моментальность и фрагментарность, фиксируется только узкий участок действительности. ; многоканальность - информация о действительности предстаёт как поступающая сразу по всем каналам восприятия субъекта, приоритет зрительного образа утрачивается, большое место звуки,запахи,осязание (память боков,колен,плеч у Пруста), воспоминания,сны, интуиция, подсознание.
Интертекстуальность
читать дальшеИнтертекстуальность - понятие постмодернистской текстологии, характеризующее феномен взаимодействия текста с семитической куль¬турной средой. Термин интертекетуальность был введен Ю. Кристевой в 1967 на основе анализа концепции «полифонического романа» зафиксировавшего феномен диалога текста с текстами (жанрами), предшествующими и параллельными ему во времени. В целом, концепция интертекстуальности восходит к фундаментальной идее неклассической философии об активной роли социокультурной среды а процессе смысло-понимання и смыслопорождеиия.
По мнению Кристевой. «любой текст строится как мозаика цитации, любой текст сечь продукт впитывания и трансформации какого-нибудь другого текста», является реакцией и насыщен постоянными ссылками на предшествующие тексты. Вновь созданный текст, в свою очередь, состав¬ляет основу будущих текстов. Любой текст постоянно соотносится с Дру¬гими текстами, ведет с ними диалог, ориентируется на контекст. Феномен интертекстуальности значим для постмодернизма в плане не столько генетического, сколько функционального своего аспекта. Под цитатой понимается заимствование не только непосредственно текстового фрагмента, по главным образом функционально-стилистического кода, ре¬презентирующего стоящий за ним образ мышления либо традицию.
В постмодернистской парадигме под цитатой понимается не только вкрапление текстов друг в друга, но и потока кодов, жанровые связи, тон¬кие парафразы, ассоциативные отсылки, едва уловимые аллюзии и многое другое. Соптсно предложенной Ж. Женетгом классификации типов взаи¬модействия текстов, могут быть выделены:
собственно интертекстуальность как соприсутствие в одном тексте
двух и более различных текстов {цитата, плагиат, аллюзия и Др.);
паратекстуальность как отношение текста к своей части (эпиграфу,
заглавию, вставкой новелле);
3| соотношение текста со своими предтекстами;
4)гипертекстуальность как пародийное соотношение текста с профа¬
нируемыми им иными текстами;
5)архитекстуальность как жанровые связи текстов.
читать дальше
Общ. характеристика литературы 20 века
Философский и культурный контекст века
Формальные новации в литер. 20 века
Прием «точки зрения» в литер. 20 века
Модернизм ( общ.характеристика)
Авангардизм
Сюрреализм
Дадаизм
Экспрессионизм
Футуризм
Интеллектуальный роман
Философский роман, философская сказка и притча, полифонический роман
Антиутопия
Экзистенциализм
Постмодернизм
Магический реализм
Потерянное поколение
Американская мечта
Эра джаза
Эпический театр, эффект очуждения
Новый роман
Театр парадокса
Реализм 20 века.
Поток сознания
Интроспективность
Дегуманизация искусства
Категория абсурда в 20 веке
Интертекстуальность
Саморефлексия в литературе (метапроза)
Неомифологизм
в этот пост будут грузиться шпоры по литературе. просто проходите мимо, оно будет под морем. потом один раз поднимется перед экзаменом. а в закрытку не прячу, потому что с интернетом может случиться всё, что угодно. и внезапно всё может пойти
извините за доставленные неудобства,
![;-)](http://static.diary.ru/picture/1137.gif)
Лекции!!! (вроде все, но могла что-то не дослушать.). одну лекцию не нашла оО есть: начало теории кратко, потер поколение, Ремарк, Голдинг, Хем!!!, модернизм, Улисс!!!
Культурно-истор контекст
читать дальшеИсторические события, повлиявш:
1. События 1 и 2 мировых. 19в: 2 идеи: идея человека-гуманиста, идея прогресса. Эти идеи были знакомы. 1 МВ показала: человек может быть не гуманистом. технический прогресс - военная техника и тд. Они не ведут к утопическому "хорошо". 2 МВ не оставила возможности сделать эти идеи правильными.
2. Советское гос-во. Человечество хотело посмотреть на утопию. Отсюда - Франц. революция, потом - коммунизм в Рос. Другие идеология, право, мораль, культура.
3. Тоталитарные режимы: СССР, Муссолини..(кто-то ещё. кто???), Гитлер
4. Распад колониальной системы. ~40гг. (Африка, Индия, др). Великие нации задаются вопросом о своём величии.
5. Утопия и антиутопия
6. Рост благосостояния, потребительское общество. Человек = вещь.
7. Ядерная катастрофа, экологический кризис.
Повлекло жанры: философский роман, фил-интелект. р, экзистенциал, р-антиутоп, филос притча, научн-фант, психол р. и тд
Кризисное самосознание культуры
читать дальше"Бог умер" (с) Ницше (как единая устойчивая система ценностей - религ, моральн, этич)
Культура бесверья, многоверья. (Гессе)
новый культурн контекст века. Мыслители обращаются к феномену человека:
а) Фрейд ||| перевернули
б) Маркс ||| представление об обществе
Фрейд. говорит, что основа человека - либидо -> я -> суперэго (мораль, религ, 7я). зверь, инстинкты всем рулят.
Юнг. Не понравилось то, что всё сводится к либидо, к физиологии. Берёт у Фр. бессознательное, только у него оно коллективное. Что-то уже вложенное в хар-р чела. (Джойс, Апдайк)
Анри Берксон. Интуитивист. (Пруст). Рациональный порядок - неверный. И время и сознание не дескретно, не рационально. Оно доступно лишь интуитивному пониманию. Интуит озарения. Не хронология, а то, что вспоминается.
Джеймс. Поток сознания - форма. У человека много личностей.
Фрейзер. "Золотая ветвь". В основе чел созн и его верований лежит ритуал. Первобытный. Т.е. возникла потребность объяснить все природн действия, упорядочить хаос. (Жертвоприношение было - будет урожай). Мифол культы и тд, но сначала ритуал. Человек культурный ничем не отличается от бытного. Наука - ритуал по заговариванию хаоса. (не пиздите, сама ничего не поняла)
Маркс. Базис и настройка. Бытие определяет сознание.
Бытие - Базис
Сознание - Надстройка
Базис - то, что есть, бытие. Экономические силы
Сознание - вторичное. Только анализируя экономику мы можем понять человека.
За меня говорит мой класс, мысли определяются моим классом.
Литра потерянного поколения. кратко - эра джаза, роман-притча
читать дальше1. После 1914-17гг
Ремарк - лейтмотив "мы старики". Разочаров не только в войне, но и во всей жизни
2. Покол на распутье
3. Покол после 29г, великая депрессия США.
Стейнбек "Гроздья гнева" - о великой депрессии (NB - это там, где они бегут на поиски лучшей жизни из штата в штат)
Общие черты:
1. Война воспринимается как феномен экзистенциальный. Все романы о войне, но и не только. В обостряет ситуации, вопросы о бытие.
Олдингтон "Смерть героя" - бессмысленно возвращаться в мирную жизнь.
2. Особое значение личного опыта.
Ремарк - показан личный опыт, повеств с точки зрения героя, личные переживания. Субъективизм.
Олдингтон - жёсткая сатира, жёсткий язык. Анатомическое вскрытие всей жизни. Сатира.
Хемингуэй - принцип айсберга. плоскостный показ.
Барбюсс - вырезки из газет и тд
3. Поэтика заглавий
"Фиеста" - празднество, а становится истерическим самоизживанием.
"Прощай, оружие" - прощание с войной ничего не значит
"На западном" - хроники сообщ, что без перемен, а ГГ гибнет
"Смерть героя" - этому миру не нужны такие люди
Олдингтон:
1. Война - не только война. Немного другой фокус. Аналитическая композиция: мы уже знаем, что герой погиб. мы задумываемся, что толкнуло его на самоубийство. на каждом этапе понимаем, что не так. Война заостряет безыдейность. Роман посвящён не только войне, но и вскрытию английских ценностей.
2. Роман-джаз. Название глав, основная тема, фон. Джаз - знак свободы. Противопост классич музыке. Джаз - сексуальные взаимоотношения, те аморальная свобода.
Это реалистический роман.
Ремарк
1. писатель скорее 19в, классич романа. Оставляет чела гуманистом. виноваты политиканы, лже-патриоты, а обычный человек - хороший. Т.е. идеи 19в.
противопоставление Ремарку - Голдинг
Показывает зло, инстинкты, жестокость внутри чела. Обнажает ситуацию до предела. Мальчишки - собирательный образ чела. Эксперимент. Роман-притча.
Т.е. Ремарк верит в добро, в хорошее. Пишет на достаточно высоком языке 19в.
Философия простых радостей жизни. Главн ценностями становятся продукты и тд. Поесть, поддержать друзей и тд. Контраст с идеалогией. Простые радости жищзни, страх за собственную жизнь меньше, чем сочувствие матери друга.
Хем
Новатор в форме, писатель-философ.
1. Отрицает воображение, пишет о том, что пережил лично (служил в санчасти - "Прощ, ор" и тд.
2. Плоскостный показ, принцип айсберга. Бунтует против книжности, романтизации, риторики. не описывать, не рефлексировать, а называть.
Отличие от Ремарка - показывает философию: мы все умрём =)
3. Обращение к физиологическому плану выражения. Чувственный опыт, ощущения.
4. Темы Хема: 1) власть изначального бессознательного ритуала. Родство охотника и жертвы (Стар и мор). Держаться до конца. 2) тема испытания на прочность внешними факторами. идея стоицизма. Как достойно умереть? Лейтмотив - встретить смерть достойно. 3) Тема любви и смерти. Смерть - рок. (последние слова "Прощ, ор"(. Полнота жизни в чувственном ключе. Имеет значение всё, что мы переживаем.
Модернизм. Авангардизм. также: интроспективность, маленький человек, поток сознания
читать дальшеМодерн. - многостилье. "Я так вижу", субъективность
Ницше опроверг традиц философ концепцию. Фрейд - условность челов личности. Берксон - интуитивистская концепция в филос. Эйнштейн.
Во всех концепциях размываются сами основания суждений. + Прогресс (скорость, телефон, радио, кино, полёт и тд), т.е новое видение действительности. + Первая мировая.
Кафка "Процесс" - отчуждение человека.
Черты:
1. Трагическое мироощущение.
Смыслы внешние были утрачены. отсутствие морали, кризис религ веры. писатели берут всё изнутри, новая концепция мира
2. Поиск собственного мира. Субъективность и интроспективность.
Интроспективность - погружение в личный опыт. основа в собственном сознании: амбивалентность, двоякость -> незавершённые романы, поток сознания. М. обращаются к феномену маленького человека (Кафка), но не Чеховского: неудачливый, опыт страдания, опыт сомнения (Вулф, Фолкнер и тд). Реабилитация мира маленького рела. Ценность - личная жизнь (идеи, мысли, чувства). Величайшая гуманистическая мысль.
3. Художественные новации. а) фрагментарность, монтажность, коллажность. б) бессобытийность (событие может быть всё, что угодно - Вулф, особенно Пруст), незавершённость. в) открытый финал. г) особая трактовка времени - у Вулф. Поток сознания - Фолкнер, Вулф. Поднимает бессознательносе. д) суггустивность и подтекст - нанизывание деталей, цветов, отсюда рождается связность. Благодаря аллюзиям, символике, лейтмотивным структурам. Гипертексты, мегатексты (Жид). Связность бессвязного текста, отсутствие всеведущего автора. отсутсвие всяческих табу, нигилизм, отсутствие ценностей, ничто не имеет смысла, кроме мира души.
Темы:
1. отчуждённость
2. вопрошение о смысле бытия
3. утрата и рана
4. сексуальные отношения
5. война.
не являются:
1. семья и семейные ценности
2. вера в позитивность бытия
Эпатаж - желание шокировать, прагматика, насилие над общепринятыми нормами.
Выдвижение элитарных позиций м. литры - не все способны понять. Литра в стол, не нужен соц. резонанс, не расчитано на то, чтобы представлять соц. интерес.
модернизм:
1. Высокий модернизм (искусство. разрушая, создают. созидательно) - Пруст, Кафка, Джойс, Вулф, Фолкнер
2. Авангард (всегда акцент на прагматике эпатажа, разрушения норм и ценностей. разрушают, не создавая)
Джойс
читать дальшеПисатель-космополит. Улисс - вещь человечная, размышления о том, что есть человеч жизнь. Во всех произв религ-филос смысл. всегда есть экзистенциальтные, вечные темы - надежда и тд.
Улисс - Одиссей, имя великого героя, хотя он - маленький чел.
Эпифания - богоявление, явление и откровение некой истины в несоответств месте.
Блум. 1904. Путешествие по Дублину. 14.07 - dlooms day - день Блума.
1. Универсальность охвата: соц топография и скандал вокруг "Улисса". В 20в эпатирует публику + мир Деделуса. Стивен - интеллект мир. Дедал - сам Джойс. Но и Блум - тоже = свобода физических потребностей, плотоядность, эротика (порнуха там, а не эротика, блин)
2. Мифолог модель мира. Путь, который проделывает Одиссей от острова к острову, блуждания. Для каждого чела - путь домой с работы. Т.е. мир Одиссея становится миром обычного чела. Жизненная закономерность.
Теория Фрейзера
Сама схема мифолог сюжета. хаотичность действительности 20в. Архетип мифа поиска. Река жизни продолжается.
Худож новации:
1. разрушение канона - критика "готовых" форм - моделирование и деконструкция:
- формальная отсылка к эпизодам Одиссеи
- пародирование жанров (с 7 эпизода)
- формальная геогр локализация.
2. Пародия: ирландский патриотизм и феномен ирландского возрождения
3. Моделирование индивид потока сознания:
- влияние психоанализа
- метонимический/метафорический принцип
- психопатологический ракурс
- ассоциативность
- лейтмотивное построение
- разная степень оформленности.
Молли Блум - Пенелопа, потому что ткёт полотно (поток сознания). она - жена Джойса.
4. Символика и интертекстуальность:
- символическая трактовка персов
- речь погружена в интертекст
- тематические сети
- формальная отсылка эпизода к определ органу тела, виду искусства, цвет профессии.
5. Вербальная виртуозность
Эпизоды (любите меня)
1й эпизод:Телемах.Башня Мартелло. 2ой эпизод:Нестор-Урок,вручение жалования.3ий эпизод:Протей:По морю,вспоминает.4ый:Калипсо:Блум готовит завтрак.5ый:Лотофаги:Блум на почте,аптеке,покупает мыло.6ой:Гадес:Похороны Падди Дигнема.7ой:Пещера Эола:встреча в редакции Блума и Стивена;8ой:Листригоны:Блум перекусил;10:Блуждающие скалы:Едет вице0король по городу; 11ый:Сирены:Отель Ормонд:встреча Блума и Стивена;12ый:Циклоп:Блум в баре угощает,над ним смеются он еврей;13:Навзикая:Блум на набережной вспоминает о Мэрион;14:Быки Гелиоса:в родильном доме Блум встретил Стивена,отцовские чувства;15:Цирцея:Стивен в публичном доме,его избивают,Блум оберегает;16:Хижина Эвмея:Ночь.Стивен и Блум в деш.харчевне по чашке жидкого кофе.17ый:Итака:Блум Стивена к себе домой.18ый:Молли думает,изменяет в мыслях.
Нашла потерянную лекцию! аллилуйя!
Интеллектуально-философский роман
читать дальшеТомас Манн (это пиздец, честно), "Степной волк" и прочий Гессе.
Герои очень часто дискутируют Гессе.
1. Сюжетостроение подчинено развитию или испытанию какого-то тезиса, идеи. Испытание целого ряда идей:отказ от одной идеи. Выход к идее того, что жизнь складывается из филос антропологических доминант (любовь, жизнь, смерть и тд). Единство всех антропол начал.
2. Композиция устремлена к интерпретации. Анализ
3. Герой явлен как представитель человечества в его мире. Представитель эпохи, современный чел
4. Пространственно-временные хар-ки. Мифолог построения, аллюзии
5. Роман отличает полимическая (или политическая? оО первое скорее) острота и соврем конкретика
"Степ волк" - множество сущностей
"Доктор Фаустус" (Манн если чо)
Ливеркюн. Как писать музыку, искусство. Аналит композитор, те пишет музыку умом. Композ романа - аналог композ пр-ния Ливеркюна. Принципы: 1) монтаж точек зрения; 2) принцип романного контрапункта. лейтмотивы выстраивают роман (Вагнер). Везде продуманные, аналитичные. маловато души. Всё в произв двойственно, симметрично. 3) интертекстуальность и аллюзийность 4) Фаус Гёте 5) Роль музыки: Бетховен, Ницше, Шондберг. Манн использовал концепцию аналитической музыки. Аттональный принцип построения. Шонд. противопост дитональность. У Ш. - дисгармония, аттональная музыка.
Фаустус творит новый миропорядок, посягает на познание, на роль творца. Рациональный признак - признак от лукавого, плохой. Бог есть любовь, поэтому Фаустус не может любить.
9 симф Бетховена -" ода радости" по Шиллеру. Славит Бога, когда находится в ужасном состоянии, в полной заднице. Смирение, таинство любви. Племянник Ливеркюн - гений краха, хочет отнять 9 симф Бетх.
+ Крах гитлеровской Германии. Волюнтаризм личности, которая постигает на передел мира, статус творца.
Крах Герм, т.е. имеет злободневный истор контекст
не по лекциям
Авангардизм
читать дальшесобирательное название целого ряда модификаций нереалистической литературы 1910 - 1950-х годов. Характерным признаком авангардизма является декларируемый его деятелями разрыв с предшествующей культурой, стремление всё начать заново. Такого рода тотальное отрицание прошлого было связано и с переживанием кризиса, слома в общественных отношениях (первая мировая война), и с ощущением глобальных перемен, которые должны изменить мир.
Ав.течения складываются в 1910-1920х годах. "avant-garde" военный отряд следующий впереди. Употреблён вперв.в 1853, обозначение искусства стремившегося к обновлению. Обозначение нереалистических течений в разных видах искусства. Авангардизм покрывает лишь часть явлений понятия Модернизм.Главная роль - проблема языка,желание разрушить традиционное языковое оформление текста.В разных странах авангардизм обрел формы: Швейцария - дадаизм, Германия - экспрессионизм. Италия, Россия - футуризм.Франция - сюрреализм.
Сюрреализм
читать дальшеСюрреализм походит от фр surrealisme - надреализм. Сюрреалисты опирались на подсознание человека, один из способов сюрреалистического искусства - использование «автоматического письма»: подсознание подсказывает запись первого, что пришло в голову, на чем сосредоточилось внимание (описание случайных предметов и вызванных ими ассоциаций).
Сюрреализм - полно сказался в поэзии - над-реализм, сверхреализм. Аполлинер ,БРЕТОН. (тока мы их не изучаем)
ПРИНЦИП СЮРА найти первоэлементы искусства, как Фрейд в "Толковании сновидений" применительно ко снам.Стремились создать художественную ральность.Дивизионизм:поэлементное разделение,Симультаниз:соединение в одной картинке разнородных элементовЭАвтоматизм, Наивность:следование подсознательным импульсам художника.Приём монтажа на основе далёких ассоциаций. Система символов, имеющих много толкований, на место образов. Шокирующая неожиданность вместо жанровой определённости.Переконструирование действительности.Цельность алогичности.
Дадаизм
читать дальшехарактерное явление литературной жизни Франции 1920-х годов. Название его происходит от французского слова dada - так называют лошадку начинающие говорить французские малыши. Дадаисты задались заранее неразрешимой задачей - взглянуть на мир незамутнённым опытом вековой цивилизации взглядом первооткрывателей. (Л. Арагон, П. Элюар).
Дадаизм- раннее проявление авангардизма. ВОзник в Швейцарии в 1916 году. в разгар Перв.Мир.Войны. анархизм.Иррационализм,нигилизм антиэстетизм,эпатаж,пародокс,случайные сочетания звуков,предметов,пародийное отражение бессмысленности жизни в огне 1ой Мир.Войны. Д.впервые собрались 8.01.1916 в Цюрихе,в кабаре "Вольтер",открытом немецким писателем Гуго Баллем. Основоположник Тристан Цара (Сам Розеншток)1896-1963, извесный сборник стихов -25стихотворений. известный стих - "Белый павлин,поражённый пейзажем". Раздробленность языка: "Он крив.Вдуше его зигзаги и много рррр Нбаз, баз, глянь на подводную тиару, расстилающуюся золотыми водорослями.Оозондрак трак Нфунда нбабаба пфунда тата нбабаба" Д.постепенно сливается с сюрреализмом и экспрессионизмом. Интересовались:А.Бретон,Элюар, Арагон,Кандинский
Экспрессионизм
читать дальшеЭкспресионизм . В Германии возник около 1905 г. и активно развивался до конца 1920х.Трмин был введён в 1911г.основателем экспрессионис.журнала Штурм Вальденом. Принцип всеохватывающей субъективной действительности.
Основные положения э.Против негативных сторон отчуждения,машинизации.1.Действительность в существующих формах должна быть отвергнута.Активизация искусства:схематичность,выдеделение одних сторон в ущерб другим,демонстративность:ремарка из экс.пьесы Франца Юнга,"Плебеи":Вступает музыка, потом дикий марш.Цирковая музыка-чтобы зрители подскакивали с мест и не могли шептать друг другу сальности. Искуство маст би идейным.Противопоставили понятия Явление и Сущность.Действуют в произведениях стереотипы.Капиталист,рабочий.Так в пьесе Р.Зорге"Нищий" главный герой распадается на 4 субстанции: он поэт,сын,брат,влюблённый.Эти субстанции играют разные актёры.
Футуризм
читать дальшеФутуризм- связывал с машинизацие будущее. Машина - учительница одновременности действий. Антипсихологизм- горячий металл волнует больше чем улыбка женщины.
Маринетти (1876-1944) в 1909 вышел первый манифест. В 1912 году в "Техническом манифесте футуризма" призывал использовать глаголы в неопределённой форме, отменить знаки препинания,применять математические знаки для указания направления.
роман"Мафарка-футурист" 1910. Стихотворение "Занг тумб тумб"1914 имеющее подзаголовок "Осада Константинополя", игра цифр,знаков,звукоподражательность для выстрелов взрывов.
Антиутопия
читать дальшеОруэлл, Голдинг, Хаксли.
Антиутопия XX века представлена литературами многих стран: самые известные романы-антиутопии принадлежат английским авторам О. Хаксли «О дивный новый мир» (1932), Д. Оруэллу «1984» (1949); в России дань жанру отдал Е. Замятин («Мы», 1923), в Америке - Р. Брэдбери («451 по Фаренгейту», 1953)..
«Мы» и «1984» описывают абсолютно бюрократизированное общество, в котором человек – лишь номер, он потерял всю свою индивидуальность. Это передаётся через смесь безграничного террора (в книге Замятина добавлена операция на мозге, что меняет человека даже физически) и идеологического и психологического управления. В произведении Хаксли основной инструмент превращения человека в автомат это применение массового гипноза, что позволяет обойтись без прямого террора. Кто-то скажет, что книги Замятина и Оруэлла показывают скорее Сталинистскую и нацистскую диктатуру, тогда как «Смелый Новый Мир» даёт картину развития Западной индустриальной цивилизации, если она будет продолжать развиваться в сегодняшнем направлении без существенных изменений.
Экзистенциализм
читать дальшеЭкзистенциализмом называют литературное течение 1930 - 1950-х годов, обращённое к проблеме осмысления существования личности (А. Камю, Ж.-П. Сартр). По мнению французских экзистенциалистов, существование единичного человека безысходно трагично, т.к. он обречён быть пожизненным пленником своего «я», а за его земным существованием ничего нет. Существование превращается в аналог одиночного заключения, т. к. попытка преодолеть барьер своего «я» и вступить в контакт с другими неизбежно обречена на неудачу.
Постмодернизм
читать дальшеПостмодернизм - это наиболее позднее по времени проявление нереалистической тенденции в литературе XX века. Само слово «постмодернизм» означает то, что пришло на смену новому искусству (модернизму). Постмодернизм отличается несколькими базовыми свойствами:
1) постоянным «самообновлением», которое ведёт к нарастанию количества модификаций постмодернизма;
2) сознательное превращение художественного произведения в систему разнообразных отсылок к первичным текстам, в роли которых могут выступать и научные идеи или концепции, и произведения других авторов. Постмодернисты превращают свои творения в своеобразный коллаж, черпая материал в разных сферах не первичной жизни, а её отражений.
Постмодернизм возникает в результате 3 факторов:
1) невозможность современного гос-ва защитить человека. Постмодернизм явился проводником нового постиндустриального общества, сменяющего традиционное - буржуазное. П. отражает постинд. общ-во, которое приходит на смену буржуазному. Ед.ценностью становится информация. 2) растущая антигуманность процессов технологического общения, выхолащивающих сердце и душу из процессов коммуникации; 3) активное включение в жизнь общества новых социальных групп, которые ранее были аутсайдерами, таких как феминистские и экологические движения.
Предпосылка: новая культура отражает состояние мира после 2МВ.
И модернизм, и постмодернизм исследуют сознание человека. В П. одна реальность – реальность человеческого сознания. Понятие нормы при этом отсутствует – у каждого она своя.
Принципы:
- Отказ от любой иерархической системы и неверие в существование истины в постмодернизме проявляются в тотальном цитировании. Постмодернисты не верят в возможность сказать что-то новое. В литературе постмодернизма даже возникает даже особый жанр - центон (в переводе с лат. "лоскутное одеяло") - произведение, состоящее только из цитат;
- В постмодернизме господствует всеобщее смешение и насмешливость, ирония;
- Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат. Обрывки культурных кодов, формул, ритмических структур, фрагменты социальных идиом и т.д. - все они поглощены текстом и перемешаны в нем – принцип интертекстуальнсоти;
- сниженная лексика: Я вас люблю. Любовь еще (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги.
- неомифологизм – миф окончательно лишается сакральности, разрушается до основания. Если в М. используется как способ создания новой модели мира, то в П. миф показывает, что в мире не осталось места священному и сокральному.
Таким образом, происходит разрушение целостности эстетической системы.
Искусство постмодернизма предлагает принципиально новую трактовку таких категорий, как художественное время и пространство: условно говоря, для постмодернизма верно утверждение: сколько людей - столько реальностей. Писатель-постмодернист создает свою пространственную модель мира. Х.Л. Борхес, например, Вселенную представляет в виде Вавилонской Библиотеки, состоящей из бесчисленного количества шестигранников. Постмодернистское пространство создается либо путем универсализации, когда моделируется космическое пространство (Х.Л. Борхес), либо в результате гиперболизации определенной реалии социальной жизни.
Американская мечта
читать дальшеДрайзер считал, что в обществе сильна романтика наживы, преобладает уверенность, что существующая система самая лучшая, Голливуд держит мертвой хваткой не только кинематографию, но и литературу; в американской литературе никто никогда не работает, нет бедности, а трудности разрешаются при помощи разных интриг. В ряде крупных журналов («Успех», «Американский журнал», «Субботняя почта») прославляется американский образ жизни, частное предпринимательство, «Америка - страна равных возможностей для всех», наилучший в мире американский государственных строй.
Большое распространение в литературе 10-х гг. ХХ в. получил политический приключенческий роман, героем которого является предприимчивый бизнесмен, дипломат, разведчик, в ряде случае этот роман трансформировался в детективно-шпионскую повесть, для которой была характерна антисоветская направленность.
Декадентское искусство поддерживали представители «бостонской школы», которую возглавляли редакции многих крупных газет и журналов, они пропагандировали «чистое искусство».
Тем не менее, реалистическая литература существовала: Марк Твен, Э. Синклер, Дж. Лондон и др.
США объявили о вступлении в первую мировую войну в апреле 1917 года, а участие в военных действиях приняли за несколько месяцев до подписания перемирия. Америка не воевала на своей территории, но ее литература не прошла мимо «потерянного поколения». Проблемы, связанные с войной, пафос войны, ее герои вошли не только в книги тех писателей, которые воевали на фронтах Европы, как Э. Хемингуэй, но и затронули широкий круг писателей и произведений, переплелись с другими проблемами, специфическими для Америки, с темой больших денег в Америке 20-х годов и крахом Американской мечты. Война вызвала горечь и гнев, помогла прозреть и увидеть истинную цену вещей, ложь и придуманность официальных лозунгов.
Экономический кризис 20-30-х гг. стянул все противоречия в единый узел, обострив социальные конфликты, на Юге и Западе массами разорялись фермы, на Севере и Северо-востоке на шахтах и заводах развернулись ожесточенные социальные столкновения.
Т. Драйзер пишет о бедствиях горняков Гарлана, Стейнбек всему миру поведал о трагедии фермеров Калифорнии и Дальнего Запада.
Свое наиболее правдивое и глубокое отражение бурные 30-е гг. находят в творчестве Э. Хемингуэя, У. Фолкнера, Дж. Стейнбека, А. Миллера, С, Фицджеральда.
Тема Американской мечты и Американской трагедии логически влечет за собой появление проблемы патологического восхваления патриотами всего американского и чувства страха и подавленности обитателей маленьких городков, вынужденных нести на себе бремя «здорового американизма».
Театр парадокса
читать дальшеТеа́тр абсу́рда, или дра́ма абсу́рда — абсурдистское направление в западноевро драматургии и театре, возникшее в середине XX века. В абсурдистских пьесах мир представлен как бессмысленное, лишённое логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб. На практике театр абсурда отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие театральные приёмы. Время и место неопределённы и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются. Бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий, — всё подчинено одной цели: созданию сказочного, а может быть и ужасного, настроения.
Пьесы абсурда (отличительные особенности),
Сюжетом для пьес абсурда обычно служат вымышленные нереальные события. В пьесе “В ожидании Года” Владимир и Эстрагон ожидают появления некоего Годо. Здесь также явно прослеживается аналогия с английским “God” - Бог.
Структура самих пьес абсурда – это обломки, разорванные части реалистических пьес. Иногда структура неопределима вообще. Особенно интересно представлена категория времени. Беккет безжалостно расправляется с временным континуумом – время закручивается в спираль, выстраивается в вектор, останавливается в одном временном промежутке. Время – глубоко субъективно, оно подчинено только тому, в чьих руках код его расшифровки.
Персонажи пьес – не только люди. Это и люди-животные.В “В ожидании Годо” Лаки- это человек-собака, в “Словах и Музыке” действующие лица – Кваканье, Слова, Музыка.
Поток сознания
читать дальшеВесьма показательно то крыло нереалистической литературы 1910 - 1920-х годов, которое называют романом потока сознания (М. Пруст во Франции, Д. Джойс в Англии, Ф. Кафка в Германии). В романах потока сознания объективная реальность оттесняется и, пожалуй, даже уничтожается разрастанием субъективного переживания мира.
Главная черта "потока сознания" - субъективность повествования. Характеристики:ассоциативность; спонтанность и неизбирательность - текучесть, нет шаблона, неоформленность, важное соседствует с очевидными мелочами. ; моментальность и фрагментарность, фиксируется только узкий участок действительности. ; многоканальность - информация о действительности предстаёт как поступающая сразу по всем каналам восприятия субъекта, приоритет зрительного образа утрачивается, большое место звуки,запахи,осязание (память боков,колен,плеч у Пруста), воспоминания,сны, интуиция, подсознание.
Интертекстуальность
читать дальшеИнтертекстуальность - понятие постмодернистской текстологии, характеризующее феномен взаимодействия текста с семитической куль¬турной средой. Термин интертекетуальность был введен Ю. Кристевой в 1967 на основе анализа концепции «полифонического романа» зафиксировавшего феномен диалога текста с текстами (жанрами), предшествующими и параллельными ему во времени. В целом, концепция интертекстуальности восходит к фундаментальной идее неклассической философии об активной роли социокультурной среды а процессе смысло-понимання и смыслопорождеиия.
По мнению Кристевой. «любой текст строится как мозаика цитации, любой текст сечь продукт впитывания и трансформации какого-нибудь другого текста», является реакцией и насыщен постоянными ссылками на предшествующие тексты. Вновь созданный текст, в свою очередь, состав¬ляет основу будущих текстов. Любой текст постоянно соотносится с Дру¬гими текстами, ведет с ними диалог, ориентируется на контекст. Феномен интертекстуальности значим для постмодернизма в плане не столько генетического, сколько функционального своего аспекта. Под цитатой понимается заимствование не только непосредственно текстового фрагмента, по главным образом функционально-стилистического кода, ре¬презентирующего стоящий за ним образ мышления либо традицию.
В постмодернистской парадигме под цитатой понимается не только вкрапление текстов друг в друга, но и потока кодов, жанровые связи, тон¬кие парафразы, ассоциативные отсылки, едва уловимые аллюзии и многое другое. Соптсно предложенной Ж. Женетгом классификации типов взаи¬модействия текстов, могут быть выделены:
собственно интертекстуальность как соприсутствие в одном тексте
двух и более различных текстов {цитата, плагиат, аллюзия и Др.);
паратекстуальность как отношение текста к своей части (эпиграфу,
заглавию, вставкой новелле);
3| соотношение текста со своими предтекстами;
4)гипертекстуальность как пародийное соотношение текста с профа¬
нируемыми им иными текстами;
5)архитекстуальность как жанровые связи текстов.
читать дальше
Философский и культурный контекст века
Формальные новации в литер. 20 века
Прием «точки зрения» в литер. 20 века
Дадаизм
Экспрессионизм
Футуризм
Философский роман, философская сказка и притча, полифонический роман
Экзистенциализм
Постмодернизм
Магический реализм
Эра джаза
Эпический театр, эффект очуждения
Новый роман
Реализм 20 века.
Интроспективность
Дегуманизация искусства
Категория абсурда в 20 веке
Саморефлексия в литературе (метапроза)
Неомифологизм
@темы: дыбр